Posted 7 мая, 04:53

Published 7 мая, 04:53

Modified 7 мая, 05:12

Updated 7 мая, 05:12

В Сарапуле установят макет самолета Первой мировой войны «Илья Муромец»

В Сарапуле установят макет самолета Первой мировой войны «Илья Муромец»

7 мая 2024, 04:53
Фото: VK/Александр Бречалов
В Сарапуле могут установить полноразмерный макет легендарного самолета-бомбардировщика Первой мировой войны «Илья Муромец». Такой совместный проект с Музеем техники Подмосковья готовят власти Удмуртии. Об этом на своих страницах в соцсетях сообщил глава региона Александр Бречалов.

Руководитель республики рассказал, что в преддверии Дня Победы побывал в Музее техники, созданном в Подмосковье Вадимом Задорожным. В уникальной коллекции собраны боевые машины, оружие, авиация, ретроавтомобили, ж/д транспорт. Есть и очень редкие экспонаты, например, самолеты-истребители Великой Отечественной войны Як-1, Як-9, Як-3.

Во время экскурсии глава Удмуртии и организатор музея, Вадим Задорожный, обсудили идею об установке в Сарапуле полномасштабного макета легендарного российского самолета «Илья Муромец». Он был создан в 1913 году и использовался в Первую мировую войну как бомбардировщик.

«Именно „Илья Муромец“ летал на первом в истории страны регулярном гражданском рейсе — из Сарапула в Екатеринбург. Постараемся успеть к 2025-му году — 105-й годовщине первого такого перелета. Плюс к достопримечательностям города и туристическому потоку», — написал Бречалов.

Легендарный самолет «Илья Муромец» был создан в 1913 году российским изобретателем Игорем Сикорским. Самолет имел размах крыльев более 30 метров, длину 22 метра и вес более 4 тонн. «Илья Муромец» был первым в России сверхтяжелым дальнемагистральным самолетом и стал легендой российского авиастроения. Поднимаясь в воздух, он достигал высоты более 4 километров, что было рекордно для того времени. Максимальная высота полета самолета составляла 5,2 километра.

Конструктор Игорь Сикорский видел потенциал «Ильи Муромца» в качестве дальнемагистрального пассажирского самолета, но в преддверии Первой мировой войны машину приспособили для бомбардировок. Но военная комиссия решила, что производство бомбардировщиков «Илья Муромец» слишком затратно, а сам самолет был признан ненадежным. Глава завода «Руссо-Балт», где производили «Муромцев», лично отправился в Ставку Верховного главнокомандования, чтобы встретиться с царем. Николай II, выслушав предложения главы завода, утвердил создание «Эскадры воздушных кораблей» из 12 самолетов «Илья Муромец», которые будут разделены на 4 звена по 3 самолета в каждом.

Впервые в мире на эти гигантские самолеты стали устанавливать фотоаппараты, способные делать до 50 автоматических фотоснимков позиций противника на значительной высоте. Кроме того, «Илья Муромец» мог нести на борту до 800 килограммов бомб.

За время войны 40 бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили свыше четырехсот боевых вылетов, сбросив более 50 тонн бомб.

В сентябре 1919 года в связи с военной угрозой дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» был переброшен из Липецка в Сарапул. Он разместился в здании бывшего винного склада (ныне Сарапульский ликеро-водочный завод).

«Одной из основных задач Дивизиона в Сарапуле стала подготовка летных кадров для „Муромцев“. Это были первые в нашей стране после революции курсы, на которых готовили кадры для тяжелой авиации. Одним из направлений деятельности Дивизиона была разработка маршрутов и подготовка полетов на дальние расстояния. Совершенный летчиком А. В. Панкратьевым перелет по авиалинии „Сарапул-Екатеринбург“ в сентябре 1920 года прошел успешно и вошел в историю гражданской авиации России как самый первый», — рассказали в Сарапульской городской библиотеке.

К 1921 году самолеты С-22 «Илья Муромец» были практически изношены, и на замену им в Сарапуле построили первый советский гражданский самолет — триплан «КОМТА». В связи с этим осенью 1921 года Дивизион был переведен в Орел, а в 1922 году его расформировали.

"